Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками
О пожарной безопасности
Детям очень нравится повторять действия взрослых — это помогает им самим почувствовать себя взрослыми.
Например, девочка стремится научиться шить или готовить, как мама; мальчик мечтает поработать папиными инструментами, и, конечно, все дети с нетерпением ждут того времени, когда им можно будет водить машину.
Почему-то притягательной силой обладает для детей огонь. Наблюдая за тем, как пользуются огнем старшие — зажигают газовую плиту, разводят огонь в печи, сжигают мусор, закуривают трубку или сигарету, — дети хотят, чтобы и им дали попробовать, скажем, разжечь костер или зажечь спичку.
Однако, огонь это не упаковочный скотч, а достаточно серьезная и опасная вещь. Когда где-то поблизости случится пожар, ребенка так и тянет пойти посмотреть на огонь. Очень важно, чтобы дети запомнили с малых лет: с огнем шутки плохи, так как он легко может выйти из-под контроля и стать по-настоящему опасным.
Маленьким детям нельзя играть со спичками или с зажигалкой. Не так-то легко аккуратно зажечь спичку. Учиться этому можно только с разрешения взрослых и под их наблюдением. Дело в том, что от одной зажженной спички, если обращаться с ней небрежно, может вспыхнуть весь коробок, а если пламя сразу же не потушить, то загорится вся квартира.
Маленькие дети обычно очень пугаются огня, даже всего лишь выпавшей из рук спички. Уронив горящую спичку, ребенок может от страха убежать, а от спички вспыхнет ковер, занавеска, мебель и наконец заполыхает вся квартира. Вот почему в руках маленьких детей огонь особенно опасен.
Когда ребенка учат обращаться с огнем или когда он просто находится возле костра или зажженной плиты, рядом обязательно должен быть кто-нибудь из старших и внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не случилось беды. Только с разрешения взрослого и под его присмотром.
Ребенку можно попробовать, например, зажечь спичку. Когда вырастешь, у тебя будет много возможностей научиться разводить костер, подкладывать дрова в печку и зажигать газовую плиту, а пока лучше немного подождать.
В любом случае — разрешают тебе пользоваться спичками или ещё нет — нужно запомнить следующие правила обращения с огнём:
1. Не пытайся самостоятельно разжечь костер при сильном ветре. Ветер разнесет пламя, и ты не сможешь его загасить.
2. Когда готовят еду на костре, нужно разводить огонь в специально вырытой для этого яме, чтобы ветер не перенес языки пламени на окрестные деревья и кусты. Неправильно разведенные костры часто бывают причиной лесных пожаров.
3. Никогда не брызгай и не лей в костер керосин и другие воспламеняющиеся жидкости: возникающие при этом высокие вспышки пламени могут задеть тебя.
Помни, что самый быстрый способ загасить огонь — это лишить его воздуха и залить водой. Если возгорание произошло в доме, на огонь нужно набросить одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха.
Без воздуха огонь гореть не может. Потом нужно взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь.
5. Если огонь вышел из-под контроля, и ты не можешь его потушить, немедленно сообщи об этом кому-нибудь из старших. Набери по телефону номер 101 и скажи дежурному, по какому адресу пожар.
6. Если пожар начался, когда в доме все спят, немедленно разбуди спящих и сразу же убегай из загоревшегося дома.
7. Каждый ребенок должен знать, как вызывать пожарную охрану. Но все должны также помнить, что НЕЛЬЗЯ ВЫЗЫВАТЬ ПОЖАРНЫХ, К0ГДА ПОЖАРА НЕТ!
Не забывай, что спички – не игрушка. Это очень нужная полезная вещь, но совершенно не подходящая для детских игр.
Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками
«О пожарной безопасности или как не погибнуть в пожаре»
Ежегодно в области происходит более тысячи пожаров, в результате которых люди получают травмы и увечья различной степени тяжести, огонь беспощадно уничтожает дома и имущество граждан, уносит жизни людей. Большинство пожаров происходит в жилых домах, а основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при устройстве и эксплуатации электрооборудования, отопительных и газовых приборов, а также детская шалость с огнем. Как показывает практика, не все люди знают как вести себя в случае возникновения пожара, а иногда в панике даже забывают номер телефона службы спасения "101". Давайте поговорим о нескольких простых правилах поведения, которые помогут спастись в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
-
Если у Вас или у Ваших соседей случился пожар, незамедлительно вызывайте спасателей по телефону "101". Никогда не стоит паниковать - это может только усугубить ситуацию. Всегда есть несколько секунд для того, чтобы остановиться и обдумать свои дальнейшие действия.
-
Очевидцам пожара необходимо послать кого-нибудь навстречу пожарным подразделениям, чтобы предоставить необходимую информацию о том, что горит, есть ли там люди, указать точный адрес происшествия и кратчайшие пути подъезда.
-
Если пожар произошел в одной из комнат, необходимо плотно закрыть двери горящего помещения в целях предотвращения распространения огня по всему дому или квартире и лестничной площадке. Двери необходимо облить водой и уплотнить мокрыми тряпками, чтобы дым не проникал в остальные помещения.
-
Оказавшись в задымленном помещении, намочите полотенца или ткань и дышите через нее, так как дым токсичен, а горячий воздух может обжечь легкие. Если есть возможность, наденьте противогаз или респиратор. В сильно задымленном пространстве надо двигаться ползком или пригнувшись - здесь ниже температура и самая низкая концентрация дыма. При горении выделяется большое количество токсических веществ и ядовитые газы: синильная кислота, фосген и другие, а содержание кислорода в воздухе снижается. Именно поэтому опасен не столько огонь, сколько дым и гарь от него.
-
Если на Вас загорелась одежда, ни в коем случае не бегите - пламя разгорится еще сильнее. Горящую одежду необходимо быстро снять, а если это не удается - ложитесь на землю и катайтесь так, чтобы сбить пламя.
-
Если огонь мешает покинуть жилище через входную дверь, для эвакуации могут быть использованы балконы, открывать которые следует крайне осторожно, поскольку приток кислорода может только усилить горение. Именно по этой причине разбивать окно нужно только в том случае, если через него можно эвакуироваться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.
-
Крайне опасно прыгать с верхних этажей, спускаться по самодельным веревкам, простыням и водосточным трубам. Лучше подождать помощи, чем прыгать в надежде лишь на удачу.
-
При эвакуации по возможности быстро соберите документы и деньги. Не стоит пытаться искать свои любимые вещи и хватать все подряд, ведь жизнь важнее. Если у вас есть возможность помочь другим людям - реализуйте ее любыми способами, ведь лучше спасти жизнь человека, чем собственное имущество. Помогая людям эвакуироваться, помните, что маленькие дети обычно от страха забираются под кровати, в шкафы или другие подобные места.
-
Во время пожара запрещается пользоваться лифтом - он в любое время может быть отключен, и вы сами себя загоните в ловушку, так как можете оказаться в лифте между этажами и получить отравление угарным газом.
Будьте бдительны и помните о том, что только соблюдение правил пожарной безопасности поможет Вам избежать трагических последствий и уберечь Ваши жизни и имущество.
В прошлом году в республике произошло 1 770 пожаров, которые уничтожили 882 гектара белорусских лесов.
Печальная статистика свидетельствует о том, что в девяти случаях из десяти причинами лесных пожаров являются оставленные незатушенные костры, брошенные тлеющие окурки и спички, сжигание сухой травы. В жаркую и сухую погоду достаточно искры, чтобы вспыхнул огонь.
Задача каждого из нас – не допустить возникновения пожаров в экосистеме из-за невнимательности.
В пожароопасный период в лесу запрещается:
-
бросать горящие спички, непогашенные окурки, а лучше воздержаться от курения в лесу;
-
оставлять бутылки или осколки стекла. Фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы, поэтому банки и бутылки в лесу необходимо закапывать в землю, но лучше все же забирать мусор из леса с собой;
-
въезжать в лес на машинах, мотоциклах. Искры из глушителя могут вызвать пожар, особенно в сухом лесу с лишайниковым покровом;
-
употреблять при охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;
-
оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, иными горючими веществами материал.
Для тушения низовых лесных пожаров используй ряд следующих приемов:
· сбивание с помощью связок прутьев (в виде метлы) или молодых лиственных деревьев огня с кромки пожара – самый простой и эффективный способ тушения пожаров средней интенсивности.
· Группа из 4-х человек способна за час сбить пламя пожара на кромке протяженностью до 1 км;
· забрасывание кромки пожара грунтом или песком;
Если нет возможности покинуть горящий лес:
· выберетесь на открытую поляну, вокруг себя путем механического удаления до грунта травы или других насаждений организуйте заградительную полосу,
· осуществить отжиг (пустите встречный огонь);
· при низовом пожаре заберитесь на дерево и переждите пока огонь пройдет.
О безопасном поведении в лесу
Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками
Лес - наиболее привлекательное место для отдыха и туризма. После большого и шумного города так приятна лесная тишина, тень и прохлада, чистый воздух, особый лесной аромат! Нога ступает по мягкой лесной почве, покрытой слоем опавшей листвы или хвои. Глаз присматривается к тому, что растёт на земле под деревьями – вдруг попадутся ягоды или грибы. Приятно полюбоваться и лесными цветами. Летают и поют птицы, можно встретить и зверей.
В лесу много привлекательного и приятного, и с каждым годом его всё больше и больше посещают люди. Современный транспорт позволяет туристам, рыбакам и охотникам приникать туда, где раньше человека почти не было. Лес болезненно реагирует на вторжение человека, особенно если он глух к его заботам и тревогам.
Огонь – страшный враг леса
Самый опасный враг леса – огонь, в 95 % случаев лес горит по вине человека. Редкий туристический поход обходится без костра. На нём готовят пищу, сушат вещи, сигнализируют им о своём местонахождении. Около мерцающего, завораживающего взгляд пламени приятно посидеть вечером, после трудного перехода, вспомнить чудесные туристические песни и прошлые маршруты. Надолго запоминаются эти прекрасные минуты общения с друзьями.
Но не всегда огонь бывает ласковым, домашним. При большом лесном пожаре огонь грозная стихия, безжалостно уничтожающая всё живое на своём пути. После пожара на десятки лет остаётся мёртвая зона: голые, почерневшие стволы, чёрная земля. Не остаётся ни птиц, ни зверей, нет даже муравьёв.
Часто в возникновении пожаров бывают виноваты и туристы. Не потушенные вовремя костры или спички порой становятся причиной лесного пожара. Туристические костры причиняют вред стволам стоящих рядом деревьев, даже если они расположены в 3-5 м от огня. Тепло, распространяясь от костра, сильно нагревает кору и лежащие под ней живые ткани ствола, что приводит к гибели дерева. Костёр приносит вред и лесной почве. От сильного огня она спекается и на месте кострища в течение многих лет не появляется растительность.
Вот почему разводить костёр в лесу следует только в крайней необходимости и только в строго определённых местах.
Турист, помни! Отправляясь в путешествие по лесу, ты обязан получить инструктаж по правилам пожарной безопасности в лесах. Ты обязан неуклонно соблюдать правила поведения в лесу. За их нарушение закон предусматривает строгую ответственность.
Турист, помни! Для места предполагаемого костра или бивуака (место отдыха) необходимо снять дёрн, отгрести сухие листья, ветви, хвою и усохшую траву от кострища на расстояние 2-3 м. Нельзя разводить костёр ближе, чем 4-6 м от деревьев, возле пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев. Не располагайте бивуак в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, мхом, травой и на старых вырубках. Ни в коем случае нельзя устраивать костра на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный почвенный пожар. Торф может медленно, но устойчиво тлеть не только на поверхности, но и в глубине, поэтому пожар может возникнуть даже через 3-4 дня после ухода группы. Не делайте бивуаки на каменных россыпях. Огонь костра может зажечь лесной опад и перегной, лежащий между камнями, и распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями
Турист, помни! Даже на специально отведённой площадке – бивуаке нельзя разводить чрезмерно больших костров. Костёр “до небес“ искрит и стреляет, варить на нём крайне неудобно, сушить одежду опасно. Сноп искр при ветерке достигает стоящих рядом деревьев, костёр стреляет головешками на большое расстояние, большое пламя может легко выйти из-под контроля.
Рекомендуется окапывать место костра канавкой или обкладывать камнями, чтобы огонь не “побежал” по лесной подстилке. Не оставляйте костёр без присмотра. При уходе с бивуака рекомендуется место костра после заливания водой забросать влажным грунтом и притоптать. Даже если вы утром костёр не разводили, с вечера могли остаться слабо тлеющие угли, и достаточно ветра, чтобы снова появились опасные язычки пламени.
Случайно разбитую стеклянную посуду, банки из-под консервов следует закапывать в специально вырытую яму. После ухода место, где размещался бивуак, должно быть чистым.
Турист – друг природы. Поэтому ему необходимо знать, что можно использовать в качестве топлива без ущерба для леса. Грамотные путешественники, как санитары леса, используют на топливо хворост (сухие мелкие сучья), валежник (деревья, лежащие на земле), тонкоствольный сухостой.
Как потушить пожар?
Если всё же случилась беда и начался лесной пожар по вине туристов или ими было замечено загорание, то необходимо немедленно приступить к его тушению всеми доступными средствами. Это может быть заливание водой из близлежащего водоёма, захлёстывание кромки пожара пучком сырых ветвей, забрасывание огня рыхлым грунтом. Захлёстывание огня по кромке возникшего пожара является наиболее распространённым видом работ при тушении лесных низовых пожаров. При захлёстывании огня удары ветвями по огню следует делать сбоку, наклонно по направлению к пламени и с небольшим нажимом, отметая горящие части покрова в сторону выгоревшей площади. Потушенную кромку пожара надо тщательно окарауливать до прибытия работников лесной охраны. В случае возобновления горения быстро его ликвидировать. Одновременно, независимо от размера пожара, необходимо сообщить о пожаре в ближайший лесхоз или лесничество.
При большом, опасном для жизни пожаре следует избегать попасть в огненное кольцо. Нельзя находиться на склоне, если вверх по нему распространяется огонь.
А если человек заблудился?
Еще одна беда – это когда турист потерялся.
Заблудиться в лесу – пара пустяков даже для человека бывалого. Что уж говорить о людях, теряющихся в трех соснах. Они-то и становятся клиентами службы спасения.
Итак, отправляясь в лес, не забывайте о самых простых правилах безопасности. Помните, что от подобных неприятностей никто не застрахован, заблудиться может каждый, поэтому, отправляясь в лес, не забудьте взять с собой следующие приспособления: спички, нож, еду, легкую одежду, средство от насекомых.
Спички окуните в расплавленный парафин (от свечки), чтобы не намокли, и уложите в коробок. Коробок укутайте в несколько слоев полиэтилена.
Наденьте яркую одежду на себя и детей, чтобы вас хорошо видели и те, с кем вы идете, и те, кто, не дай бог, конечно, будет вас искать.
Не ходите в лес по грибы, ягоды, за травами и кореньями не взяв с собой элементарный медицинский набор: бинты, эластичную повязку, жгут, вату, антисептик и т. д. Всё это весит не более 100-200 гр.
Ваш нож должен быть с широким лезвием (его можно будет использовать как мини-лопатку).
Не забудьте средство от насекомых, коих сейчас огромный выбор. Также можно взять с собой сетку от гнуса. Из неё всегда можно сделать укрытие на ночь, а также простейшую защиту во время переходов (вот поэтому надо одевать в лес головной убор с широкими полями: накинутая поверх ткань и утянутая в области шеи – это отличное противомоскитное средство).
Вместо "ау" и окриков возьмите с собой свистки, они слышны намного дальше, чем человеческий голос.
Едете в лес на машине с родителями в поисках даров природы, оставьте включенной магнитолу и не уходите туда, где не слышно музыку.
Возьмите за правило: прежде чем войти в лес, запомните, в какой стороне дорога, река, солнце. Во время движения по лесу, время от времени примечайте ориентиры: деревья необычных форм, вывороченный пень, ручьи, ямы — в общем, все, что в случае беды окажет вам добрую услугу. Передвигайтесь так: намечайте ориентир, к которому держите путь, а затем выбирайте следующий.
Итак, если все-таки случилось такое, что вы потерялись (заблудились) в лесу! Что делать?
Для того чтобы, будучи в одиночестве в лесу, остаться в живых, нужны элементарные первоначальные знания и огромное желание найти выход из ситуации. Специалисты рекомендуют заблудившемуся, прежде всего, крепко обнять дерево и успокоиться.
-
Не паникуйте, остановитесь и подумайте - откуда пришли, не слышно ли криков, шума машин, лая собак.. Выйти к людям помогают различные звуки: работающий трактор (слышно за 3-4 километра), собачий лай (2-3 километра), проходящий поезд (до 10 километров). Трубы на крышах можно увидеть за 3 километра, заводские трубы — за 6 километров, колокольни и башни — за 15 километров. При отсутствии подходящих ориентиров лучше всего «выходить на воду» и двигаться вниз по течению. Ручей обязательно выведет к реке, река - к людям.
-
Если есть возможность, немедленно свяжитесь по телефону: 101, 102, 103, 109 (звонок бесплатный).
-
Если точно знаете, что вас будут искать - оставайтесь на месте, разведите костер, пойте песни - по дыму и голосу найти человека легко.
-
Собираясь ночевать, сделайте постель из лапника, костер желательно поддерживать всю ночь - для этого киньте туда пару толстых веток.
-
Если ищете дорогу сами - старайтесь не петлять, ориентируйтесь по солнцу, хорошо, если удалось выйти на линию электропередач, железную дорогу, газопровод, реку - идя вдоль этих объектов, всегда выйдете к людям, пусть и не там, где предполагали.
-
Подавать звуковые сигналы можно ударами палки о деревья, звук от них далеко расходится по лесу.
-
При необходимости движения можно ориентироваться по сторонам света даже без компаса. Так, кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками. Смоляные капли на стволах хвойных деревьев выделяются с северной стороны менее обильно, чем с южной. Все эти признаки бывают отчетливо выражены у отдельно стоящего дерева на поляне или опушке.
-
Не пробуйте сокращать путь. Не паникуйте, если поймете, что начинаете кружить. Это обычное явление. Называется "фокусом правой ноги". Один шаг у людей всегда короче другого. Как бы вы ни старались идти прямо, вас обязательно будет заносить в сторону. В горах петля будет короче, на равнине - длиннее. Лучше всего, сделав один круг, не пытаться перехитрить судьбу и делать второй, третий. Чтобы выдержать намеченное направление, необходимо выбирать хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м маршрута. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник, которые вынуждают отклониться от прямого направления.
-
Наиболее коварные препятствия в лесу - это болота и трясины. Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, принять горизонтальное положение, затем попытаться достать руками камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигается несколько человек, надо держаться ближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу.
-
Если необходимо организовать временную стоянку, это нужно сделать на сухом месте. Построить убежище из подручных материалов, развести костер, пополнить запасы пищи из кладовой природы и ожидать прихода помощи. Расположиться лучше всего поблизости от ручья или речушки, на открытом месте, чтобы всегда иметь под рукой запас воды. Кроме того, прохладный ветерок, постоянно дующий в ночные часы, будет лучшей защитой от нападения полчищ гнуса, чем дымокурные костры. Временным укрытием может служить навес, шалаш, землянка. В теплое время года можно ограничиться постройкой простейшего навеса.
-
Сделайте себя видимым. Прежде всего, необходимо найти открытое место, лучше на возвышении, соорудить на ближайшей же полянке три высоких (метра три) креста из еловых сучьев. Если есть спички, можно разжечь три костра, или пяткой проделать в земле три глубокие бороздки, или сложить три каменные кучки вблизи тропы, поскольку спасатели, как правило, идут по ней. Одним словом, устанавливать такие знаки, каких в обычной природе не существует, и, которые могут быть видны с вертолета. Можно, к примеру, повесить на елку украшения из мусора (бутылки, банки, пакетики от чипсов и т.п.).
Лесной этикет детям и взрослым
1. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.
2. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
3. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.
4. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
5. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.
6. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – может быть это последний экземпляр на всей земле.
7. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
8. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.
9. Не разоряй муравейник - муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
10. Не убивай лягушек и жаб - в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
11. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы - ими лечатся лесные жители.
12. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
13. Не оставляй костёр непотушенным.
14. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:
а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;
в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;
г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
15. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.
16. Не засоряй водоёмы - может быть, тебе придётся отсюда брать воду
Основные правила поведения на воде
Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками
Лето - прекрасная пора. Водоемы, реки влекут к себе людей. Даже один день, проведенный у реки или озера, дает хороший заряд бодрости и энергии. Однако это может быть тогда, если отдых у воды проходит организованно и разумно. К сожалению, ежегодно на водоемах, реках гибнет много людей, не стал исключением и этот год. Чаще всего к гибели приводит чрезмерная самоуверенность, неосторожность, пьянство, несоблюдение элементарных правил поведения на воде.
Давайте поговорим о том, как избежать одну из серьёзных проблем, которую вы можете сами себе создать. Речь пойдёт о водоёмах и о том, как не стать жертвой своего собственного невнимательного поведения. При этом стоит обратить внимание на то, что под водоёмами стоит считать не только море, реки, пруды и озера, но и котлованы, карьеры и траншеи, заполненные водой. Причём, последние всё чаще становятся причиной несчастных случаев.
Чаще всего причина несчастного случая – это купание в незнакомых местах. Особенно, вызывает удивление то, что некоторые представители «человека разумного» могут вот так запросто прыгнуть в незнакомый водоём. Хотя, наверняка, с детства слышали истории о том, что там их могут ожидать и удар головой о дно на мелководье, и колючая проволока, и труба, торчащая вертикально вверх, и расположенный таким же образом прут металлической арматуры. Часто бывает, что ещё вчера этого ничего не было, а сегодня другой представитель всё того же «гомо сапиенс» уже постарался облагородить природу на свой манер. Даже на облагороженных пляжах такие типы умудряются испортить дно открытыми консервными банками или битыми бутылками. Поэтому стоит весьма осмотрительно отнестись к состоянию дна пляжа, где вы намерены купаться, особенно, если с вами дети.
Никогда не купайтесь в алкогольном опьянении. Не разрешайте делать это своим друзьям, родственникам. Даже прекрасно плавающий человек в нетрезвом состоянии способен повести себя неадекватно, что может привести к печальным последствиям. Не стоит переоценивать свои силы и способности. Чаще всего упрямая вещь – статистика, говорит нам о том, что не тонут по халатности только те, кто, практически, не умеют плавать и те, кто великолепно плавают.
Если вы, купаясь, попали в водоворот, то не стоит паниковать, а вспомните наш сегодняшний разговор и наберите в лёгкие воздуха, нырните глубже, и постарайтесь максимально отплыть в сторону от воронки водоворота. И, главный враг любого пловца – судорога, которая чаще всего возникает, если вы купаетесь в прохладной воде или долгое время плывёте одним стилем, что заставляет одни и те же мышцы совершать одинаковые сокращения. Для этих целей стоит на плавки или купальник прикрепить булавку. Лучший способ – это постаратьсяуколоть этой булавкой или укусить, или ущипнуть сведённое судорогой место. Специалисты советуют при судороге ноги постараться её выпрямить и, нырнув, потянуть за большой палец ступню. Стараться всё это делать не резко, без паники, в противном случае можно вызвать судорогу всего тела. Чтобы не паниковать помните: судорога – не повод, чтобы вы утонули.
Помните, как маленьких детей учат плавать – одно из первых упражнений называется «поплавок». Вот так и вы – наберите побольше воздуха в лёгкие, сгруппируйтесь и окажите сами себе противосудорожную помощь. Никогда не оставляйте детей у воды без присмотра. Здесь может всё решить одна секунда. Кроме того, показывайте детям своим личным примером как нужно вести себя в воде. Никогда не заплывайте далеко на надувных матрасах, особенно, если вы не умеете плавать или плохо плаваете. Будьте аккуратны и при катании на лодках – не перегружайте её, не пересаживайтесь, не садитесь на борта, не катайтесь рядом с плотиной, возле шлюзов и дноуглубительных снарядов. Если вы по какой-либо причине потеряли ориентацию под водой, то лучше всего постарайтесь выпустить изо рта пару пузырьков воздуха, которые и покажут вам, где поверхность воды.
Если всё же неприятность случилась, то постарайтесь подплыть к тонущему достаточно быстро, но, чтобы у вас остались силы на оказание помощи. Кроме того, вам понадобятся дополнительные плавсредства, ведь вам придётся тащить на себе ещё одного человека. Посмотрите, что может вам пригодиться для этого случая из того, что есть рядом – надувной матрас, доска виндсёрфинга, лодка, водный велосипед, автомобильная камера, надувной детский круг, мяч, пустая пластмассовая бутылка из-под воды. Помните, что тонущий будет хвататься за вас и невольно «пытаться» утащить вас на дно. Поэтому, стоит спасать человека вдвоём или втроём.
Одновременно люди на берегу должны вызвать скорую медицинскую помощь. Подплыв к спасаемому, хватайте его за волосы и тяните вверх, не позволяйте человеку схватить вас или ударить. Как только вы оказались со спасённым на твёрдой поверхности, начинайте оказывать реанимирующие мероприятия: очистите его рот пальцем, повернув голову набок. Затем перегните человека через своё колено, чтобы голова оказалась ниже уровня желудка, несколько раз надавите сверху, достаточно сильно, чтобы вывести воду из лёгких. Делать это надо до тех пор, пока вода будет выходить. Потом уложите пострадавшего на твердую поверхность и делайте искусственное дыхание и непрямой массаж сердца до приезда скорой.
Первая помощь при утоплении:
1) Если пловец погрузился в воду, ныряйте на глубину не переставая. У вас есть не более 6 минут, чтобы вернуть его к жизни.
2) Положить пострадавшего на живот, голову опустить ниже таза.
3) Удалить воду из дыхательных путей и желудка, резко надавив на корень языка.
4) Если рвотного рефлекса не произошло и пульс не прощупывается - положить пострадавшего на спину и сделать искусственное дыхание, чередуя с массажем сердца. Как только появятся признаки жизни - повторить 2 и 3 пункты.
5) Вызвать Скорую помощь.
Конечно, самая важная гарантия безопасного отдыха на воде - умение хорошо плавать. Однако помните, как бы вы не умели хорошо плавать - всегда нужно быть на стороже, не терять бдительность, соблюдать дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.
Плавать лучше всего в специально отведенных для этого местах: официальных пляжах или бассейнах; предварительно пройдите медицинское обследование, а также изучите правила внутреннего распорядка того места, где собираетесь купаться.
Если вы собрались искупаться в незнакомом вам месте, то постарайтесь выбрать место, где просматривается дно. Оно должно быть песочным или гравийным, глубиной не более 2м, а также течение не должно превышать 0,5м/с.
Рекомендовано плавать в солнечную, безветренную погоду, при температуре воды ~ +20°С, а воздуха - ~ + 25°C. Не находитесь долго в воде. 10-15 минут вполне хватит.
Не заплывайте за буйки, помните что там могут быть водоросли, резкий обрыв дна или холодный ключ. Не играйте в воде в игры, связанные с захватом человека. В разгаре азарта, вы можете случайно не дать человеку вдохнуть вовремя воздух, и он попросту захлебнется.
Во время плавания, у человека могут появиться судороги. Если в этот момент вы находитесь недалеко от пляжа, то немедленно выйдите из воды.
Если при купании у вас случились судороги:
1) Перевернитесь на спину и плывите к пляжу
2) Если вы ощущаете, что стягивает пальцы рук, то сожмите кисть в кулак, сделайте резкое движение в наружную сторону и разожмите кулак.
3) Если свело икроножную мышцу, то вам необходимо согнуться, обхватить руками стопу сведенной ноги и потянуть на себя.
4) Если свело мышцы бедра, то обхватите рукой лодыжку с наружной стороны (за подъем), согните ногу в колене и сильно потяните рукой назад, к спине.
5) Сведенную судорогой мышцу можно уколоть любым острым предметом (булавкой, наконечником шнурка у плавок и т.п.)
6) Запомните, что если вы устали плыть, отдохните «лежа на спине»
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАМЕРЗШИХ ВОДОЕМАХ
Примерная беседа классного руководителя со своими воспитанниками
Лед на водоемах очень опасен осенью и весной. Наиболее прочен чистый прозрачный лед, образовавшийся от замерзания поверхностного слоя льда. Для взрослого человека лед безопасен, когда его толщина не менее 7 сантиметров. Ребята любят устраивать зимой на льду катки. Нужно помнить, что каток необходимо обустраивать при толщине льда не менее 10-12 сантиметров, а если каток рассчитан на массовое катание – 25 сантиметров. Детям не разрешается, особенно осенью и весной ходить по льду без сопровождения взрослых. Крепость льда зависит от температуры воздуха. Утром и днем он не такой прочный, как вечером. Особенно опасен лед во время оттепели. Нельзя ступать на лед, не убедившись в его крепости. Надо помнить, что лед крепче у берега: его толщина уменьшается на большой глубине по мере удаления от берега, а также в тех местах, где есть растительность, быстрое течение воды, где бьют ключи или впадает в реку ручей. Очень осторожным следует быть в местах примыкания льда к берегу. Здесь лед, как правила, менее прочен и в нем могут быть трещины. Это, в первую очередь, касается тех ребят, которые любят кататься на санках и лыжах с крутого берега с выездом на лед. Прочность льда надо всегда проверять. Прежде чем ступить на лед, посмотрите, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов, лучше двигаться по ним, так как этот путь проверен. Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить путь, так, чтобы избежать опасных мест. Передвигаться по льду следует не спеша, просматривая дорогу впереди, а в сомнительных местах определяя состояние льда ударами крепкой палкой. Нельзя проверять прочность льда ударами ноги. Особая осторожность нужна после снегопадов, когда под слоем снега не видны трещины, полыньи, проруби. Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке: - - безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см; - - безопасная толщина льда для сооружения катка 12 см и более; - - безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более; - - безопасная толщина льда для проезда автомобилей не менее 30 см. Это надо знать. Выживание в холодной воде. 1. Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование. 2. Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового слоя. 3. Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке. Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде? 1. Перехватывает дыхание. 2. Голову как будто сдавливает железный обруч. 3. Резко учащается сердцебиение. 4. Артериальное давление повышается до угрожающих пределов. 5. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться. 6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи. 7. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30°С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падет до критических цифр. Время безопасного пребывания человека в воде: - при температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7-9 часов, - при температуре воды 5-15°С - от 3,5 часов до 4,5 часов - температура воды 2-3°С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин; - при температуре воды минус 2°С – смерть может наступить через 5-8 мин.
Замерзшую реку или озеро лучше пересекать на лыжах. При этом крепление лыж лучше расстегнуть, чтобы при необходимости можно было быстро их сбросить. Лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук. Если водоем пересекает группа, расстояние между пешеходами должно быть не менее 5 метров. Если все же человек провалился в воду, он должен звать на помощь, сохраняя спокойствие, действовать самостоятельно. Нужно немедленно раскинуть широко руки по кромкам льда, не делать резких движений, опираясь грудью и руками на кромку льда, попытаться выползти на прочны Если на ваших глазах на льду провалился человек, немедленно крикните, что идете на помощь. К терпящему бедствие надо идти ползком, широко раскинув руки. Если есть возможность, подложите под себя лыжи, доску, фанеру и ползите на ней. Лед выдерживает человека на расстоянии 3-4 метра от края полыньи. Поэтому старайтесь протянуть пострадавшему лыжу, лыжную палку, веревку, доску. Можно использовать крепко завязанные шарфы. Когда спасающих несколько, они могут лечь на лед цепочкой, взяв один другого за ноги и ползти к полыньи. Действовать надо решительно и быстро, так как человек, попавший в полынью, быстро замерзает, а намокшая одежда не дает ему долго держаться на воде. Подав пострадавшему подручное средство спасения, надо вытащить его на лед и ползком вместе с ним выбираться из опасной зоны. Затем надо укрыть его от ветра, как можно быстрее доставить его в теплое место, растереть, переодеть в сухое и напоить чаем. |
Итак, ребята!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ПРОВАЛИЛИСЬ В ХОЛОДНУЮ ВОДУ?
Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание, позовите на помощь окружающих.
Держите голову над водой.
Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.
Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а затем и другую ногу на лед.
Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.
Ползите в ту сторону - откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.
ЕСЛИ НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ
Вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.
Следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье.
Остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест.
Осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны.
Ползите в ту сторону - откуда пришли, ведь лед там уже проверен.
Доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи) смоченными в спирте или водке руками, напоите пострадавшего горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь - в подобных случаях это может привести к летальному исходу
Правила поведения на железной дороге
Примерная беседа классного руководителя с родителями обучающихся, обучающимися
Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки почти 500 000 человек. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.
Зачастую всплеск детского травматизма приходится на летнее время, когда многие ребята оказываются предоставленными сами себе. Другой причиной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге. Недавно произошел страшный случай, когда 16-летний мальчишка на перегоне «Свольно-Борковичи» Верхнедвинского района, учащийся 9-го класса Нуровской СШ был смертельно травмирован грузовым поездом. Конечно, порицать родителей в такой ситуации невозможно, потеря ребенка невосполнима, поэтому я обращаюсь к другим родителям: будьте внимательнее к своим детям, ведь 16 лет - не тот возраст, когда можно оставлять их без контроля, особенно в зоне железнодорожного транспорта.
Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?
- Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.
- Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность все-таки есть. Почему?
- Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плейера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?
- Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно?
- Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса.
- Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему?
- Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время.
- Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма?
- Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах. Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума.
- Люди часто жалуются на поведение некоторых пассажиров в электропоездах. Толчея, неуважение к старшим и, конечно, курение. На западе сейчас активно борются с курением в общественных местах. Правда, что курение в вагонах и тамбурах - проблема не только и не сколько плохого воспитания и невежественности наших граждан, но и проблема личной безопасности?
- К сожалению, приходится констатировать, что многие проблемы связаны, конечно, с менталитетом современного пассажира. Граждане, которые добираются на работу при помощи электропоездов, затрачивают на поездку пусть даже из самых отдаленных районов максимум час, час с половиной. Неужели за это время нельзя обойтись без сигареты? А ведь нередки случаи задымления из-за непотушенной сигареты в составе, на путях.
Для того чтобы искусственно создать вентиляцию в тамбуре, между дверьми ставятся бутылки, банки и другие предметы. Я не говорю сейчас о том, сколько средств тратит дорога на ежегодный ремонт подвижного состава - это отдельная тема для разговора. Дело в том, что степень сжатия входных дверей очень высокая, и люди получают порой серьезные травмы. Получается, что люди ради удовлетворения сиюминутных желаний подвергают опасности не только свои, но и чужие жизни.
Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. Берегите себя!
Примерная беседа
классного руководителя со своими воспитанниками перед поездкой
в город с метрополитеном
Метро в Беларуси существует лишь в Минске. Но столицу посещают и жители “периферии”, так что необходимо быть осторожнее с данным видом транспорта, особенно ввиду некоторых событий, связанных с метрополитеном. Обязательно познакомимся с правилами пользования минским метрополитеном (есть такой документ)
При входе и выходе из метро надо постараться не получить травму головы или кисти руки качающейся стеклянной дверью при попытке замедлить ее движении.
При движении на эскалаторе держаться за движущийся поручень, так как возможна ситуация – резкая аварийная остановка эскалатора.
Если вы везете с собой ребенка на эскалаторе, то придерживайте его. Следите за тем, чтобы он не совал пальцы под движущийся поручень и вовремя соступил с эскалатора.
На платформе не стойте слишком близко от края, особенно если рядом много людей. Лучше не иметь никого у себя за спиной. Для большей надежности поворачивайте к рельсам боком, а не лицом.
Если какая-то из ваших вещей упала на рельсы, следует сообщить об этом дежурному и он поднимет ее специальными клещами.
Основное, что следует помнить всегда — нельзя заходить за полосу возле края платформы. А лучше всего — даже не приближаться к ней до полной остановки поезда. Спешащие первыми влезть в вагон люди могут нечаянно вас толкнуть — и вы окажетесь на рельсах!»
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь разработало меры безопасного поведения и действий в случае чрезвычайных ситуаций в метро.
Рассмотрим чрезвычайные ситуации и возможные пути их решения.
Первая ситуация: на станции возникло задымление, пожар, произошел взрыв.
Действия: как бы банально не звучало, но первое, что необходимо сделать – это успокоится и не впадать в панику, попытаться оценить обстановку, определив степень происшествия и пути эвакуации. В данном случае это выход, противоположный эпицентру задымления/пожара/взрыва. Если Вы можете предпринять действия по оказанию помощи пострадавшим (если таковые имеются) и/или тушению пожара – тогда приступайте. Но помните – главное самому не стать спасаемым. Если Ваши силы в данной ситуации кажутся Вам сомнительными – тогда необходимо эвакуироваться в сторону, противоположную происшествию. Эвакуироваться надо по середине перрона, то есть максимально дальше от обеих тоннелей, чтобы вас не случайно столкнули другие спасающиеся. Если впереди образовалась давка на выходе – не вжимайтесь в толпу. Если в ней Вы упадете – это будет очень опасно. Люди в панике просто не заметят Вас, подняться будет трудно, и люди могут нанести серьезные травмы обувью. Поэтому лучше держать некоторую дистанцию от толпы.!!! Поднявшись наверх к пункту пропуска (турникетам), где есть дежурный персонал – обязательно расскажите им максимально подробную информацию о случившемся внизу – этого мог еще никто не сделать, а им нужна информация, чтобы понять, какие действия необходимо предпринять. После сообщения персоналу станции, эвакуируйтесь на улицу и, позвонив в службу спасения по телефону 101, максимально логично и последовательно изложите диспетчеру те же факты.
2. Вторая ситуация: Вы упали в тоннель на рельсы.
Самое безопасное место – это яма между рельсами. Самое опасное – это контактный рельс для питания поезда током (металлическая конструкция желтого цвета вдоль тоннеля), который находится вдоль стены со стороны перрона. К нему прикасаться очень опасно, не говоря уж о том, чтобы пытаться наступить на него, чтобы залезть на перрон – Вас попросту может убить током.
Действия: Здесь стоит рассмотреть несколько вариантов:
2.1. Вы упали, но поезда в непосредственной близости нет.
В этом случае позовите на помощь, попросите, чтобы сообщили о происшествии персоналу станции, и одновременно с этим следуйте в сторону, противоположную той, откуда будет выезжать поезд. Относительно безопасное место – черно-белая полосатая перекладина между рельсами. Именно возле нее останавливается первый вагон состава, то есть, если машинисту не успеют сообщить о происшествии, то даже в штатном режиме он остановит состав именно ДО НЕЕ.
Чуть далее в тоннель за этой перекладиной начинаются служебные коммуникации – там может быть и лестница, по которой можно подняться наверх. Если ее нет – ждите помощи! Не пытайтесь взобраться наверх по кабелям и т.п. – это опасно! Если помощи нет, а поезд уже близко – встаньте за границей полосатой перекладины на несколько метров и машите руками, подавая сигналы машинисту. При этом можно использовать мобильный телефон с включенным экраном, фонарик, фликер и любые другие вещи, которые будет хорошо видно.
2.2. Вы упали, и поезд в непосредственной близости.
Здесь будем рассматривать ситуацию, когда либо Вы после падения потеряли способность нормально передвигаться, либо поезд уже настолько близко, что убегать от него, очевидно, нет смысла. В этой ситуации необходимо быстро лечь в канал меду рельсами, по возможности ногами к поезду и на живот, ноги плотно прижать другу к другу и к земле, голову поджать и прижать к земле, руки прижать вдоль тела. Если у вас одежда с низким подолом – есть смысл лечь головой к поезду, чтобы потоком воздуха одежду не подняло вверх. Однако главное – это успеть лечь и прижаться!!! В таком положении поезд проедет над Вами не задев. Ни в коем случае не пугайтесь шума, теплого воздуха и даже искр над вами – при торможении поезда все это возможно. С целью нервной разрядки, как только ляжете – закройте глаза и глубоко вдохните и, мысленно сосредоточившись на положении собственного тела (а не на приближающемся поезде), не дышите максимально долго. После этого сделайте повторный вдох-выдох - и снова вдох и не дышите. Такая процедура успокоит Вас. Даже если он остановится над Вами – не двигайтесь, лежите и ждите помощи. Можно звать на помощь, однако положение не меняйте!
2.3. Вы увидели, как кто-то упал в тоннель на рельсы.
После изучения п.п. 2.1. и 2.2. Вам не составит труда догадаться послать кого-то за помощью и рассказать тому, кто упал, что ему нужно делать. Не пытайтесь его вытащить со стороны контактного рельса!!! Все действия по спасению предпринимать ТОЛЬКО за вышеописанной полосатой перекладиной!
3. Третья ситуация: происшествия в вагоне.
3.1. Ситуация: в вагоне поезда при движении в тоннеле возник пожар (или иное ЧП).
Действия: Сообщить машинисту о случившемся (используя кнопку связи с машинистом, распложенную у дверей), предпринять меры по тушению пожара огнетушителем (они расположены за спинками сидений, места размещения обозначены значком – присмотритесь!)
Остальным пассажирам вагона предложите лечь на пол – там будет наименьше скопление дыма, которым можно отравиться.
3.2. Ситуация: поезд остановился в тоннеле.
Если жизни ничего не угрожает – пытаться выбраться из вагона не стоит. Даже в случае, если есть необходимость покинуть поезд, остановившийся в тоннеле, дождитесь команды машиниста по громкой связи. Самое главное не паниковать и не поддаваться стадному инстинкту – толпа ничего хорошего не рождает!
Перед эвакуацией, персонал должен провести ряд мероприятий – обесточить контактный рельс, включить аварийное освещение и т.д. После этого последует сигнал по громкой связи с инструкциями по эвакуации и откроются двери. Вот тогда и можно выходить.
Однако всякое может случиться и ситуация может выйти из-под контроля и необходимость эвакуации будет экстренной.
В такой ситуации разбейте текло в вагоне ( можно тем же огнетушителем) с правой стороны по ходу движения – там нет контактного рельса, и электрокоммуникации низковольтные (связь, управление) + справа у самой стены будет место, специально предназначенное для движения обслуживающего персонала – по нему и надо двигаться в предполагаемую сторону ближайшей станции.