Новости проекта
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Молодому классному руководителю

Дата: 26 марта 2018 в 16:14

Должностные обязанности классного руководителя 
 

Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. 

Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования. 

Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя на новом этапе развития школы. 

Должностные обязанности - это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень школьной педагогической культуры. 

Должностные обязанности, детально продуманные и принятые педколлективом с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, - это руководство к деятельности, имеющее педагогическую и методическую ценность. В то же время это условие равенства, справедливости, а значит, нормального психологического климата в коллективе. Это условие доверия между педагогами, а также между педколлективом и руководством гимназии. 

Должностные обязанности - это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождения к профессионализму, в то же время это инструмент самозащиты учителя и критерий оценки работы учителя в момент аттестации. 

Должностные обязанности - это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда педагога. 

В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педколлективом должностные обязанности - это фундамент культуры управления школой и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены. 

В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи: 

- Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает, стоит себя САМ. 

- Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих. 

- Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств. 

- «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С.Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни. 

- Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают. 

Назначение и задачи классного руководителя 

Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека: 

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; 

- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; 

- неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации; 

- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации; 

- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса; 

- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников. 

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в гимназии воспитательного процесса. 

Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. 

Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие: 

1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей; 

2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех; 

3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни; 

4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося; 

5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка; 

6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил. 

Функции и содержание работы классного руководителя 

1. Аналитическая функция: 

- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; 

- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; 

- анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива; 

- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса; 

- изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива; 

- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела. 

2. Прогностическая функция: 

- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; 

- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; 

- прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; 

- построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы; 

- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива; 

- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.). 

3. Организационно-координирующая функция: 

- изучение особенностей развития каждого ребенка, его особенности, эмоционального самочувствия, отражение всех данных в психолого-педагогической карте; 

- помощь воспитанникам в учебной деятельности; 

- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни; 

- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения; 

- индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности; 

клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее; 

- создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация совместно с школьным психологом психологического просвещения учащихся; 

- защита прав и свобод воспитанника; 

- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей; 

- организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников; 

- участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний; 

- помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями; 

- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии; » стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников; 

- ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий; 

- организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел; 

- ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта); 

- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы. 

4. Коммуникативная ФУНКЦИЯ: 

- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников; 

- построение оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик», «учитель - родители», «родители - ученик»; 

- помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом; 

- содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе. 

Формы работы классного руководителя с детьми 

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что: 

- ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни; 

- в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе; 

- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность; 

- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека; 

- при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе. 

Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником: 

- дискуссионных, игровых, состязательных; 

- творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга; 

- психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя). 

Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами. 

Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу классного руководителя. 

Полномочия классного руководителя 

Классный руководитель имеет право: 

- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей; 

- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса; 

- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи; 

- координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции; 

- определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся; 

- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение; 

- участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы; 

- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности гимназии, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения; 

- отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений; 

- определять свободно индивидуальный режим работы с детьми; 

- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности; 

- создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»; 

- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку; 

- защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе. 

Классный руководитель не имеет права: 

- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.; 

- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика; 

- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение; 

- использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка; 

- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива. 

Классный руководитель обязан 

Классный руководитель как административное лицо обязан: 

- организовать учебно-воспитательный процесс в классе; 

- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами; 

- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности; 

- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию; 

- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем; 

- содействовать социальной и правовой защите их прав; 

- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся); 

- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства; 

- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.