Использование современных информационно-коммуникативных технологий в УВП
Использование современных информационных технологий в образовании – это уже не новшество, а реальность сегодняшнего дня для всего цивилизованного мира.
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования , которые требуют обновления методов , средств и форм обучения. Вопрос не в том, хотим ли мы или нет жить в информационном обществе. Будучи открытой страной и играя заметную роль в международной жизни, мы уже являемся его частью. В последнее время в педагогических кругах стало складываться правильное понимание той роли, которую могут сыграть информационные технологии в организации учебного процесса. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.
Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией и ее оформления. Владение работой на компьютере входит в разряд первичных культурных навыков. Тем не менее, изучение многих школьных предметов ведется в основном, с использованием традиционных методов: ручка, карта, линейка, тетрадь, доска, мел. А во взрослой жизни школьники столкнутся с необходимостью реального использования компьютеров для практически любой производительной деятельности. Поэтому кроме знаний, которые они получают при выполнении практических работ на компьютере на уроках информатики, полезно, а главное важно приобрести устойчивые навыки использования различного программированного обучения при выполнении заданий по другим предметам, выработать привычку обращаться к компьютеру при решении задач из любой области знаний и понимать, какой продукт для этого эффективен. Здесь не обойтись без межпредметных связей информатики с другими предметами
В настоящее время существуют два направления компьютеризации обучения. Первое направление предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно использовать компьютер при решении разнообразных задач, или, другими словами овладение компьютерной грамотностью, которую называют нередко, «второй грамотностью». Умение пользоваться компьютером в повседневной жизни – неотъемлемая часть «интеллектуального багажа» современного человека. При этом сокращается разрыв между требованиями общества и реальными знаниями и умениями, которые дает школа подрастающему поколению.
Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно повысить его эффективность.
При этом сами компьютеры и многие учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения.
Использование компьютера в учебном процессе — (внедрение новых информационных технологий) — это попытка предложить один из путей, могущих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. Способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
Компьютер — оперативное средство наглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся, в организации и проведении опроса и контроля школьников, а также контроля и оценки домашних заданий, в работе со схемами, таблицами, графиками, условными обозначениями и т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибок в творческих работах учащихся.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;
усилить мотивацию учения;
сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
приобщение школьника к достижениям информационного общества.
Роль учителя на уроке с использованием ПК — организатор всего урока и консультант. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где учитель «не может разорваться» (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
На этапе конкретизации изучаемого материала возможно применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
В зависимости от дидактических целей и специфики учебного предмета можно выделить виды компьютерных программ.
Рассмотрим конкретно каждые из этих программ:
Учебные программы - ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют управление деятельностью учащихся.
Программы – тренажеры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучающимися уже усвоен.
Контролирующие программы – предназначеные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе и в тестовой форме.
Демонстрационные программы – предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий ( картины, фотографии , видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и «накладывать» друг на друга, компоновать. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, используемые для творческой работы учащихся и студентов.
Имитационные моделирующие программы – предназначенные для «симуляции» объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактной характер.
Информационно-справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
Мультимедиа - учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения .
Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний.
Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей ит.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.
Экономит время.
Дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
Работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы, одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и то же несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических журналов и газет. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения. Т.о. информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации у учащихся.
При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.
Мультимедийные технологии в организации учебного процесса
Информационные технологии открывают большие возможности в различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных.
Интерактивность в сочетании с наглядностью и оперативностью дает возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием.
Но сам по себе компьютер без соответствующего программного обеспечения годится только для интерьера или пишущей машинки.
Мультимедиа – одна из самых привлекательных областей компьютерной техники. Мультимедийные энциклопедии, игры, обучающие программы, справочники, электронные журналы доступны всем.
Формы проведения уроков:
Урок-исследование /ученики получают знания в процессе творческой самостоятельной работы/
Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой /возможность самостоятельной последующей проверки усиливает познавательный интерес. Учащиеся сами начинают придумывать задачи/
Урок – презентация. Информация представлена в виде текстовых и графических документов, вставок, видеоклипов, иллюстраций.
Урок контроля знаний. Упражнения для закрепления изученного в виде тренажеров. Контроль знаний на уроке осуществляется при помощи тренажеров
Мультимедийные лекции.
Большие возможности скрываются в табличном процессоре Microsoft Excel. Он представляет собой творческую, научно-исследовательскую лабораторию и позволяет не только исследовать различные процессы, но и тренироваться в решении задач, провести практическую работу, сделать срез знаний.
Тестирующие программы позволяют выбрать сложность вопросов, сопровождает интерактивный справочный материал. Эти программы упрощают реализацию дифференцированного подхода и саморефлексию учащихся. Для промежуточного контроля существуют программы, способные создавать не только текстовые вопросы, но и с графическим изображением. Особо следует отметить их способность накапливать результаты ответов учащихся для последующего анализа и выявления пробелов в усвоенном материале.
В настоящее время ведется разработка программных пакетов, позволяющих молодому учителю просмотреть видеоверсию проведения урока по готовому и проверенному практикой сценарию.
В процессе преподавания разных предметов информационные технологии могут использоваться в различных формах:
Мультимедийные сценарии уроков
Проверка знаний на уроке
Внеурочная деятельность.
Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии готовят в форме мультимедийных презентаций. Изображение проецируется на большой экран. Это экономит время.
Сценарии применяются как при изложении нового материала, так и при повторении изученного ранее.
Источниками демонстрационных материалов служат мультимедийные диски, материалы в сети Интернет, мультимедийные энциклопедии, диски-сборники электронных наглядных пособий. Значительная часть демонстрационных материалов может готовиться учителем самостоятельно. Среди таких материалов цифровые фото, фрагменты художественных фильмов, сканированные схемы, рисунки.
Внеурочная деятельность может осуществляться по разным направлениям:
исследовательская деятельность /в форме презентаций/
проектная деятельность /результатом проекта может стать диск, сайт и т.д./
лабораторные опыты.
Этапы подготовки мультимедийной презентации:
Структуризация учебного материала
Составления сценария реализации
Разработка дизайна презентации
Подготовка медиафрагментов (тексты, иллюстрации, видеосъемка, запись аудиофрагментов)
Подготовка музыкального сопровождения
Тестирование-проверка
Подготовка и использование презентаций в учебном процессе.
Основные правила создания учебных презентаций:
Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации.
Текст. Нужно избегать сплошного текста. Лучше использовать нумерованные и маркированные списки, но не нужно использовать уровень вложения в списках глубже двух. Целесообразно применение различных маркеров и др.) для выделения элементов текста(маркированные списки). Например:
Текст1
Текст2
Текст3
Текст4
Не нужно переносить. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины. Идеально, если на слайде только заголовок, картинка и подпись к ней. Текст слайда не должен повторять текст, который преподаватель произносит вслух. Зрители прочитают его быстрее, чем расскажет преподаватель, и потеряют интерес к его словам.
Размер текста. Текст должен быть читабельным, его должно быть легко прочитать с самого дальнего места. При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера.Важно проверять презентацию на удобство чтения с экрана компьютера.На одном слайде не более трех фактов, выводов, определений. Ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Шрифты рекомендуется использовать стандартные - Times, Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации. Например, основной текст презентации шрифт TimesNewRoman, заголовок слайда – Arial.
Размер заголовка не менее 24 пунктов, остальной информации не менее 18 пунктов.
Не более двух - трех типов шрифтов в одной презентации. Для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.
Заголовки должны быть короткими и должны привлекать внимание аудитории
Слова и предложения – короткие. Временная форма глаголов – одинаковая. Минимум предлогов, наречий, прилагательных.
Каждое изображение должно нести смысл. Лучше помещать картинки левее текста: мы читаем слева-на-право, так что смотрим вначале на левую сторону слайда. Изображение лучше, чем текст, поэтому если можно заменить текст информативной иллюстрацией, лучше это сделать. Горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация в центре экрана. Комментарии к картинке располагать внизу
Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д. В принципе тоже относится и к анимационным эффектам: они не должны использоваться как самоцель. Не стоит думать, что чем больше различных эффектов — тем лучше. Чаще всего неудобочитаемые быстро появляющиеся и сразу исчезающие надписи не вызывают ничего кроме раздражения. Анимация допустима либо для создания определенного настроения или атмосферы презентации (в этом случае анимация тем более должна быть сдержанна и хорошо продумана), либо для демонстрации динамичных процессов, изобразить которые иначе просто не возможно (например, для поэтапного вывода на экран рисунка).
Фон. Чаще всего пастельные тона лучше подходят для фона, чем белый цвет. Плохо смотрятся фоны, содержащие активный рисунок. Синий фон является самым эффективным, так как создает чувство уверенности и безопасности. Обычно вместо того, чтобы использовать сплошной цвет лучше выбрать хорошую текстуру и нейтральный фон. Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон — светлый, а шрифт – темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Черный текст — белый фон не всегда можно назвать удачным сочетанием для презентаций, так как при этом в глазах часто начинает рябить (особенно если шрифт мелкий), а, кроме того, иногда не достигается тот визуальный эффект, который необходим для эффективного восприятия материала. Использование фотографий в качестве фона также не всегда удачно, из-за трудностей с подбором шрифта. В этом случае надо либо использовать более-менее однотонные иногда чуть размытые фотографии, либо располагать текст не на самой фотографии, а на цветной подложке Иногда целесообразно использование "тематического" фона: сочетание цветов, несущие смысловую нагрузку и т. п. (например, в лекции по сахарам (курс по биохимии) в качестве фона можно использовать поверхность отсканированных кусочков сахара-рафинада).
Звуковые и визуальные эффекты не должны отвлекать внимание от основной (важной) информации. В презентации не стоит использовать музыкальное сопровождение, если конечно оно не несет смысловую нагрузку, так как музыка будет сильно отвлекать и рассеивать внимание — трудно одновременно слушать лектора и музыку.
Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.
Не стоит вставлять в презентации большие таблицы: они трудны для восприятия — лучше заменять их графиками, построенными на основе этих таблиц. Если все же таблицу показать необходимо, то лучше оставить как можно меньше строк и столбцов, привести только самые необходимые данные. Это также позволит сохранить необходимый размер шрифта, чтобы учебная таблица не превратилась в таблицу медицинскую для проверки зрения.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь на занятии. При этом она как не должна становиться главной частью лекции, так и не должна полностью дублировать материал урока. Идеальным вариантом является такое сочетание текста и презентации, когда слушатель, упустив какую-то зрительную информацию, мог бы восполнить ее из того, что говорит лектор, и наоборот увидеть на демонстрируемых слайдах то, что он прослушал.
Оптимальный объем презентации - зрительный ряд объемом не более 20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.
При подготовке мультимедийных презентации преподаватель должен использовать возможности Интернета, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники.
При создании мультимедийной презентации необходимо решить задачу: как при максимальной информационной насыщенности продукта обеспечить максимальную простоту и прозрачность организации учебного материала для обучаемого